English

Казачий вестник № (151)

11 октября 2017г.


История тысячелетий под ногами



Дикое поле или центр культурогенеза?

История тысячелетий под ногами

Дикое поле или центр культурогенеза?

Когда предки современного населения Луганского края появились на этой земле? Вопрос, на первый взгляд, банальный. Из письменных источников нам известно, что, в так называемом «Диком поле», на земле Луганщины, начиная с 16-17 веков, появляются зимники и заставы Запорожских и Донских казаков. В 18 веке начинается системная колонизация края Российским государством, появляются первые постоянные поселения. В 1790-х годах начинается промышленная разработка угля в Лисьей балке и основывается литейный завод на Лугани, давший начало городу Луганску. Времена эти по историческим меркам совсем недавние. Каждый существующий поселок и город имеют дату основания, досконально известную по письменным источникам историю. Всего два-три века мы здесь живем.

Казалось бы, чего здесь мудрить? Однако большие и малые курганы, которые в изобилии встречаются в Луганских степях, для того и были насыпаны древними народами, чтобы сохранить память о своих предках, знаменитых вождях.

Сам их вид невольно будоражит ум вопросом: а кто здесь жил до нас? И в этих же величественных могильниках содержится и ответ на него.

Кроме многочисленности наглядных следов присутствия на этой земле древних культур, курганов и половецких баб, оказывается, есть у Луганской земли еще одна особенность. До самых недавних времен масштабные научные археологические исследования в нашем регионе не производились.

В начале 20-го века именно при раскопках курганов Северского Донца российским ученым Василием Алексеевичем Городцовым были открыты и выделены катакомбная и срубная культуры бронзового века. Последовавшие затем войны и революции отодвинули интересы археологии и древнейшей истории на дальний план. В каталогах археологических отчетов советских времен практически отсутствуют отчеты по раскопкам на территории Луганщины, до 70-80-х годов прошлого столетия. Большинство находок и открытий имели случайный характер. К попадающимся под ногами артефактам население относилось не слишком бережно. Так, историкам удалось спасти лишь ничтожную часть из тысяч антропоморфных изваяний, так называемых, половецких баб, которые венчали когда-то чуть ли не каждый местный курган.

Только совсем недавно профессиональные археологи начали системно исследовать археологические памятники Луганской земли. И открыли для себя истинный кладезь, настоящую сокровищницу артефактов и памятников, раскрывающих историю заселения края с древнейших времен.

«Каждый регион имеет свою собственную историческую окраску, специфику. И в массе этих регионов, в европейской части выделяется Луганщина. Прежде всего, наш регион, бассейн Северского Донца, находится на стыке различных очагов культурогенеза.

Мы являемся коридором, по которому шло взаимоотношение, культурная интеграция народов Азии и Европы. Культурные традиции, которые зарождались где-то на севере европейской части, доходили до юга, традиции с юга распространялись на север.

Самая главная специфика нашей территории – Луганщина это контактная территория, где контактировали самые различные народы и культурные традиции. Эта специфика привела к тому, что на протяжении тысячелетий у нас возникали свои центры культурогенеза. То есть, мы имеем особенности в культурно-историческом развитии целых народов. Эти особенности характеризуют только Луганщину. Это может говорить о том, что наш регион генерирует культурные традиции», – рассказывает доктор исторических наук, профессор, научный руководитель научно-исследовательского центра «Наследие», Сергей Николаевич Санжаров.

Научно-исследовательский центр «Наследие»

Именно профессору С.Н. Санжарову и его ученикам принадлежит, в значительной мере, заслуга подробного и скрупулезного изучения древнейшей истории Луганского края в рамках научно-исследовательского центра «Наследие» при Луганском национальном университете имени Владимира Даля на протяжении последней четверти века.

В 1992 году Луганский машиностроительный институт был преобразован в университет. Перед руководством университета встала задача развития академических исследований. И прежде всего гуманитарного характера, потому что до этого вуз был большей частью технический. Ректор вуза Алексей Николаевич Коняев предложил на тот момент кандидату исторических наук Сергею Николаевичу Санжарову создать археологическую лабораторию при университете, что и было сделано в 1994 году. Уже через два года Сергей Николаевич с коллегами и учениками приступил к археологическим исследованиям на территории Луганщины. По мере накопления материала и расширения сферы гуманитарных, этиологических, этнографических исследований, объема и охвата различных направлений, лаборатория была преобразована в археологический научно-исследовательский центр. Центр объединяет научные усилия студентов, преподавателей сотрудников ЛНУ имени В. Даля. В его исследованиях принимают участие преподаватели других вузов Луганщины, Донетчины. Очень часто археологические разведки и раскопки проводятся совместно с учеными других стран.

Задача научного центра «Наследие» – это изучение древнейшего прошлого нашего региона.

«История наша колоссальная, объемная, но большей частью история восстанавливается, добывается на основе не письменных, а вещественных источников. Поскольку письменные источники свидетельствуют о том, что наш край стал заселяться где-то в 16-17 столетии. Но ведь и до этого здесь жили люди. Вели свое хозяйство, у них была своя наука, свое мировоззрение, свои обычаи, какие-то культурные традиции и вот это древнейшее прошлое нашего региона возможно восстановить только на основе археологических исследований», – рассказывает профессор Санжаров.

«Тем более, что многие археологические объекты, древние курганы, грунтовые могильники, поселения, различные стоянки, разрушаются. То есть, мы стараемся исследовать, прежде всего, объекты, которые находятся в стадии или под угрозой разрушения. Из-за естественных причин, эрозии почв, или хозяйственной деятельности. Памятники археологии порой насчитывают десятки тысяч лет. И поэтому их не стоит сейчас исследовать. Наши потомки будут их изучать более подробно на основе совсем других методов исследования, о которых мы можем только предполагать. Мы в основном почти 25 лет исследовали только разрушающиеся объекты. Это древние курганы и поселения как на левобережье Северского Донца, так и на правобережье», – пояснил научный руководитель научно-исследовательского центра «Наследие».

Какое нам дело до древних курганов

С самого начала систематических научных исследований истории человечества ученых всего мира занимает вопрос происхождения и источника распространения, так называемых, индоевропейских языков. К этим языкам относится подавляющее количество языков народов Евразийского континента. В Европе, к примеру, к ним не относится только язык басков. В Индии сохранились письменные памятники на одном из древнейших из этих языков – санскрите, древнем языке ариев – завоевателей верховьев Инда во втором тысячелетии до нашей эры.

Иными словами ученые ищут прародину современных европейских, тюркских, иранских и многих других народов, чьи языки относятся к индоевропейской семье.

Очевидно, что в древности существовал какой-то народ, в котором появился праиндоевропейский язык, который потом с миграцией населения и в ходе культурного обмена распространился на огромные территории Евразии.

Наиболее популярной среди ученых является курганная теория происхождения праиндоевропейцев. В соответствии с ней, с ранними протоиндоевропейскими народами отождествляют курганы и связанные с ними культуры, существовавшие в причерноморских степях и юго-восточной Европе с V по III тысячелетие до н. э. Иными словами, Луганщина входит в ареал размещения древнейших протокультур, от которых берут начало почти все современные европейские и многие азиатские культуры. В определенном смысле, можно утверждать, что именно здесь зародилась современная европейская, или индоевропейская цивилизация.

В археологических памятниках Луганщины, в курганах, могильниках, древних поселениях каменного, медного, бронзового и железного веков сосредоточена практически вся история раннего развития современных евразийских культур. Именно в регионе Северного Причерноморья, по мнению ученых, протоиндоевропейцы приручили коней, начали разводить домашний скот, изобрели колесные повозки, научились выплавлять медь и бронзу.

В качестве древнейших прародителей индоевропейцев, оставивших свои следы на Луганщине, вызывает интерес Днепро-донецкая культура, существовавшая в 4600 – 3300 гг. до нашей эры, в которой впервые выявлены одомашненные лошади, и появилось земледелие. Затем ее сменяет ямная культура позднего медного века – раннего бронзового века, существовавшая в 3600 – 2300 годах до н. э., которой приписывают изобретение колесных повозок и колесниц. На смену ямникам приходит катакомбная культура 2500 – 2000 годов до нашей эры, которая в нашем регионе выделяется особой культурной разновидностью. Затем на нашей земле друг друга сменяют срубная культура, киммерийцы, скифы, сарматы, хазары, половцы, татары. И все они или строили свои курганы, или, что нередко происходило, подзахоранивали знатных членов общества и вождей в уже существующие курганы. Нередко строили поселения на одном и том же месте в устьях рек и речных долинах.

Археологические исследования доказывают, что Луганщина практически никогда в своей истории «диким полем», незаселенными землями, не была.

Наоборот, здесь на протяжении тысячелетий, сменяя друг друга, образовывались и долгое время развивались наиболее выдающиеся по археологическим памятникам цивилизации. Отсюда распространились по всей Евразии праиндоевропейцы и индоевропейские языки. Это утверждение справедливо, в какой-то мере, к огромному ареалу, от Дуная до Волги. Однако, далеко не каждая территория выделяется таким количеством курганов и древних памятников, по которым можно эту историю восстановить и проследить.

Или предки, или кровные родственники

В последние годы открылось еще одно немаловажное обстоятельство, касающееся древних праиндоевропейских культур и их курганных памятников.

Ученым генетикам удалось разработать метод извлечения генома из древних остатков. Определенные участки генотипа были ими типизированы. По наличию этих участков в древних останках и у современных людей стало возможным определение прямого наследования и кровного родства человеческих популяций.

По скорости мутаций генов в этих участках ученые смогли с некоторой достоверностью определить время жизни общего предка у представителей совершенно на первый взгляд разных народов.

В частности, для определения общего предка используется мужская хромосома Y, которая без изменений в интересующих участках передается от отца к сыну.

Такие типовые участки, характеризующие кровное родство, получили название гаплотипов. Было определено, что у значительной части представителей мужского населения славянских народов Восточной и Западной Европы обнаруживается гаплогруппа R1a. Это означает, что, с огромной вероятностью несколько тысяч лет тому назад у носителей этого генома был общий предок, патриарх и все эти люди произошли от потомков одного рода.

В то же время в древних захоронениях древнейших культур, считающихся праиндоевропейскими, днепро-донецкой и срубной, обнаружена та же гаплогруппа R1a. Это означает, что представители этих культур если не были прямыми предками славян, то, по крайней мере, имели с ними общего предка.

Затем эта гаплогруппа прослеживается в качестве основной у скифов и у части сарматов. Это, собственно и позволяет дать ответ на вопрос, когда наши предки, предки славян, появились на земле Луганщины. В месте проживания среднестоговской и днепро-донецкой культур, по крайней мере за пять тысяч лет до нашей эры. И с древнейших времен срубной культуры в курганах хоронили кровных родственников славян, которыми являлись и киммерийцы, и скифы.

Также кровными родственниками славян оказались и представители высших каст Индии – брахманы. Определение времени проживания общего предка позволило генетикам обоснованно предположить, что именно из наших мест, из Причерноморских степей отправились в дальний поход на покорение Иранского нагорья, верховьев Инда народы, ставшие впоследствии известными как арии. Они дали название и самому Иранскому нагорью, и стране Иран, породили не только ведическую культуру Индии, но и древнюю авестийскую культуру Персии.

Во избежание какого-либо помышления о расовом превосходстве, следует сказать, что в такой же мере родственниками славянам являются таджики и киргизы, у которых в популяции также отмечается высокий процент наличия гаплогруппы R1a. Это своеобразный генетический след, отмечающий путь миграции индоевропейских народов из наших мест в Иран и в Индию. На этом пути представители мужского населения индоевропейских племен оседали, смешивались с другими племенами, оставляли потомство, несущее общие со славянами генетические метки. При этом прямые кровные родственники славян, живущие в Средней Азии, приобрели монголоидные черты, переняв их у матерей – представительниц местных народов.

А в курганах и древнейших могильниках Луганской земли покоятся наши общие с этими народами предки и родственники.

В последнее время определение Северного Причерноморья, как наиболее вероятного места проживания протоиндоевропейских народов и установление прямого родства части населения Украины с индийскими брахманами стали основанием для выдвижения новых лжетеорий генетической чистоты или генетического превосходства украинцев над русскими. Здесь следует сказать, что с точки зрения генетиков восточные и западные славяне представляют из себя, практически однородную общность. Поляки, белорусы, русские и украинцы плавно перетекают друг в друга, генетически оставаясь одним народом. Лингвисты утверждают, что разделение восточнославянских диалектов из общего корня произошло в первых веках нашей эры. Так что во времена Рождества Христова предки нынешних украинцев, русских и белорусов были еще одним, проживающим на небольшой территории, племенем.

Что же касается надуманной финоугорскости северных русских, то еще во времена древнейшей на нашей земле протоиндоевропейской культуры – Днепро-донецкой – в пятом тысячелетии до нашей эры отмечается смешение европеоидов с финскими народами, представители которых несли слабовыраженные монголоидные черты. И уж где-где, но не в месте, которое на протяжении тысячелетий являлось коридором, связывающим Юг и Север, Азию и Европу следует искать какую-либо расовую или племенную чистоту.

Столица Золотой Орды

Одним из последних крупных достижений научно-исследовательского центра «Наследие» Луганского национального университета имени Владимира Даля стало открытие ставки Золотой Орды. Жители села Шепиловка Белогоровского сельсовета Попаснянского района в течение многих лет находили ордынские монеты хана Золотой Орды, относящиеся ко второй половине 14 века.

В 2013 году специалисты научно-исследовательского центра «Наследие» провели в этом районе исследования. Данный район раскопок сам по себе позволяет сложить представление о плотности археологических памятников на земле Луганщины.

Лагерь луганских археологов расположился на территории древнейшего хазарского поселения. Основная группа работала на рядом расположенных курганах и катакомбной культуры, и поселении эпохи бронзы. В ходе этих раскопок удалось найти древний могильник древнего «хозяина» территории. На статус правителя указывают орнаменты на стенах погребальной камеры. Таких камер с орнаментом на Украине обнаружено всего четыре. Рядом было обнаружено половецкое святилище.

И здесь же, на территории примерно четыреста на пятьсот метров было обнаружено около трех тысяч серебряных и медных монет Золотой Орды середины 14 века, и огромное количество других артефактов татарской культуры. Нумизматы определили, что некоторые типы монет уникальны и больше нигде не встречаются, и характерны только для этого памятника. Кроме того здесь были найдены заготовки монет и слитки серебра, из которого чеканили монеты.

Чеканить монеты в условиях Золотой Орды могли только при хане. Это дало основание утверждать, что здесь располагалась именно ставка хана.

«Золотая Орда это колоссальное государство, самое крупное на то время. И столица этого государства не только располагалась на Волге. Известно, что ханы Золотой Орды летом уходили в кочевья, имели свои летние резиденции. И эти резиденции превращались в центры, где происходила экономическая, политическая культурная жизнь всего государства. В данном случае речь идет о Белой Орде, западной части Золотой Орды. И мы нашли такое место, где по остаткам вещественных источников можно говорить, что именно на нашей территории длительное время в течение примерно пяти-восьми лет существовала ставка. Это значит, каждый год хан возвращался сюда в это время. Конкретно знаем уже имя хана, это хан Абдуллах», – рассказал научный руководитель центра «Наследие» Сергей Санжаров.

Период правления хана Абдуллаха называется в русских источниках временем Великой замятни. После смерти великого Узбек-хана, который огнем и мечом насадил в Орде ислам, казнив при этом 120 потомков Чингизхана, началась кровавая междоусобная война за престол. С 1359 по 1380 год на золотоордынском престоле сменилось не меньше 25 ханов. По сути это была непрестанная резня.

В ходе этих событий один из влиятельных беков Орды темник Мамая увез сына, по другим данным внука Узбек-хана Абдуллаха в Крым и провозгласил его ханом Белой Орды.

Именно в этот период с 1363-го по 1672-й чеканились монеты с именем хана Абдуллаха. Одним из центров чеканки была Орда. По мнению историков, такое название носила ставка хана, расположенная на берегах Днепра. Место ее расположения так и не было найдено. Предположительно оно в настоящее время скрыто под Каховским водохранилищем. Однако находка луганских археологов позволила определить, где в это время на самом деле находился центр чеканки монет, а значит и временная столица Золотой Орды.

В 1371 году хан Абдуллах исчезает. По русским источникам он был убит самим Мамаем, который, узурпировав власть в государстве, побоялся, что повзрослевший хан его отстранит. На его место Мамай выдвигает малолетнего хана Мухаммада-Булака.

В это время беклярбек Мамай, правивший от имени хана, отнимает ярлык на Великое княжение у Московского князя Дмитрия. И в том же 1371 году Дмитрий лично приехал в Мамаеву Орду, самопровозглашенную Мамаем часть Орды, и в итоге получил обратно из рук провозглашенного нового «хана» Мухаммада-Булака ярлык на великое княжение. И кто знает, не в летнюю ли ставку хана под Попасной приезжал на поклон Дмитрий, будущий Донской.

Через три года Москва окончательно разрывает отношения с Мамаевой Ордой и начинается «Великое размирье», которое заканчивается победой русских дружин на Куликовом поле в 1380 году. После поражения Мамаевой Орды от русских войск под руководством Дмитрия ставка у Попасной более не возобновляется. Хан Мухаммад погиб на Куликовом поле. Мамай проиграв битву новому хану Золотой Орды Тохтамышу, бежал в Крым, но в том же 1380 году был убит.

Однако имя его и его орды сохранилось в памяти малороссийского народа, став неотъемлемой частью «казацкого эпоса». Потомки Мамая приняли православие, крестившись в Киеве и стали подданными литовского князя Витовта. В битве на Ворскле в 1399 году войско князя Витовта потерпело сокрушительное поражение от войск Тамерлана. Внук хана Мамая Алекса спас жизнь князю Витовту после сражения. За это и был пожалован обширным имением Глинки, на территории современных Черкасской и Полтавской областей Украины, положив начало литовской дворянской фамилии Глинских. Здесь же осели и остатки Мамаевой Орды. Вот откуда в малороссийской культуре Центральной Украины столько тюркских черт и несколько тысяч тюркских слов в малороссийском наречии. Мамай прошел. Вернее Мамаевичи.

Позже, став литовскими дворянами Глинскими, потомки Мамая основывают первые укрепления Запорожской сечи. А в середине 16 века потомок этого рода стал русским царем Иваном Грозным.

Тысяча находок на квадратный метр

Научно-исследовательский центр «Наследие» Луганского национального университета имени Владимира Даля, за более чем два десятилетия археологических раскопок собрал уникальный материал, имеющий огромную ценность в масштабах исторической науки. Заниматься раскопками в месте, где зарождались и присутствовали такие значимые цивилизации – не только редкое везение, но и огромная ответственность.

Недостаточно только бережно извлечь артефакты из земли. Требуется точно их идентифицировать, определить к какой именно из огромного количества наслаивающихся друг на друга культур они принадлежат. Создать на основе их общее представление об исследуемом объекте в целом.

В небольшой комнате, где располагается хранилище «Наследие», и где работники центра проводят свою работу, они выкладывают перед нами свои сокровища.

Вот кремниевые орудия труда, примитивные резцы, куски камня, от которого производились сколы. Бронзовые ножи и предметы керамики ямной и катакомбных культур. Наконечники стрел и копий скифов. Украшения знаменитого «звериного» стиля. Искусственно деформированный череп середины третьего тысячелетия до нашей эры. Древние черепа со следами трепанаций. Керамика всех исследованных культур, в нюансах изготовления и орнамента которой могут разобраться только специалисты. Татарские монеты, стремена, пряжки, найденные на месте ставки хана.

От увиденного разбегаются глаза. Многие артефакты заслуживают отдельной лекции или небольшой монографии. Сколько их здесь всего? Тридцать пять тысяч! Три с половиной десятка тысяч находок хранят на сегодняшний день запасники научно-исследовательского центра. Располагаясь в комнате, которая едва ли занимает 35 квадратных метров.

Свои сокровища археологи представляют только на выставках, используют в учебной деятельности. Однако очень многие экспонаты достойны того, чтобы быть представленными в постоянной экспозиции, давая представление об уникальной, беспрерывной с древнейших времен, чрезвычайно насыщенной и многообразной истории Луганского края.

До войны в планы руководства университета входило открытие такой постоянной экспозиции в стенах вуза. Для оборудования музея требовалось чуть больше двадцати тысяч долларов. Война и исторические события лета 2014 года смешали планы. Сейчас, когда Луганский национальный университет имени Даля возобновил в полной мере свою работу и развивается, есть надежда, что новое руководство учебного заведения вернется к идее создания собственного краеведческого музея древнейшей истории. Этим заведением поистине можно будет гордиться. Потому что научную ценность экспонатов, которые могут быть в нем представлены, трудно переоценить.

Вся многотысячелетняя история евразийской цивилизации находится у нас, жителей Луганщины, под ногами. А здесь, в научно-исследовательском центре «Наследие» она сконцентрирована в виде вещественных артефактов на нескольких квадратных метрах. В руках людей искренне увлеченных, чья работа позволила нам узнать историю нашего народа на этой земле до незапамятных времен. Оглянуться в собственное прошлое, которое не сохранили предания и легенды. И узнать, что окружающие нас курганы – это непосредственно наше с вами прошлое.



Всё это и ещё многое, можно прочесть в нашей газете!



НАЗАД
Коротко о нас
ОСНОВАТЕЛЕМ НАШИМ БЫЛ СПРАВЕДЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

Казачья медиа-группа, включающая в себя «Казачье Радио», газету «Казачий вестник» и телеканал «Новый канал Новороссии», была основана командиром Шестого отдельного мотострелкового Казачьего полка им. М.Платова. И имя основателю – Павел Леонидович Дремов. Основана группа была жарким военным летом 2014 года, а точнее, в августе того года, когда мы, как и весь Донбасс, жили и работали в тяжелых и опасных для жизни условиях. После трагического ухода из жизни нашего основателя в декабре 2015 года, было принято решение не закрывать группу и продолжать его правое дело. На данный момент медиа-группа находится на стадии активного развития и день ото дня, наша команда делает все, что бы увековечить память этого замечательного человека, его поступки и неоценимый вклад в создание и развитие Луганской Народной Республики.


РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА:
+38 066 780 36 07


Яндекс.Метрика
V