English

Казачий вестник № (169)

14 февраля 2018г.


Тайны Матуа



У российского Военно-морского флота появится еще одна база, причем на Курилах. По крайней мере, об этом заявляют в верхней палате парламента. Остров Матуа до сих пор хранит тайны и инфраструктуру находившегося на нем когда-то японского гарнизона. Однако у Тихоокеанского флота есть куда более насущные нужды, чем строительство базы на этом острове

Тайны Матуа

Загадочный объект

В ближайшее время начнутся работы по созданию базы ВМФ на Курильских островах, заявил в конце октября 2017 года первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич. «Все идет строго по плану, без авральных рывков», – сказал сенатор. «С точки зрения бухты база, если она будет создана, позволит поставить любые корабли, в том числе первого ранга», – пообещал Клинцевич, добавив, что будет также восстановлена аэродромная сеть.

Впервые о возможности базирования кораблей Тихоокеанского флота (ТОФ) на Курилах заявлял еще весной прошлого года министр обороны Сергей Шойгу. После этого корабли ТОФ совершили экспедиционный поход на Курилы, чтобы изучить такие возможности, а на остров Матуа была направлена совместная экспедиция Минобороны и Русского географического общества. Дело в том, что Матуа использовался еще японцами как военная морская и воздушная база, и пока он остается самым вероятным местом для создания базы.

«Три взлетно-посадочные полосы сохранились со времен Второй мировой войны. Их удачное расположение с учетом розы ветров и местного климата в те годы обеспечивало посадку и взлет воздушных судов в любое время», – сообщало про остров ранее Минобороны. Оно также отмечало, что «по некоторым предположениям, на территории острова могла находиться лаборатория по созданию химического оружия».

Сам Шойгу говорил, что «на острове находится множество фортификационных сооружений, шахт, гротов, взлетные полосы, которые подогреваются термальными источниками, дорога, идущая к вулкану...

По военной части там много разных загадок. По сегодняшний день никто не может ответить, куда делось огромное количество техники и боеприпасов, которые были приготовлены для отражения атак советских войск, и куда делись две трети гарнизона, который находился на этом острове».

«Матуа – это небольшой остров в средней части Курил (на которую в Токио не претендуют), он возник вокруг действующего и беспокойного вулкана, – написал собкор ТАСС в Токио Василий Головнин в своем «Фейсбуке», комментируя обещание Клинцевича. – На Матуа японская императорская армия создала свою главную базу на Курилах – феноменальный, загадочный объект, практически не изученный до сих пор. В скальном и вулканическом грунте там вырублен подземный город с уходящими неизвестно куда железнодорожными узкоколейками и линиями вагонеток». В 1945 году перед тем, как сдаться Красной Армии, гарнизон взорвал большую часть подземных ходов – во времена СССР их никто толком не исследовал, напоминает Головнин.

По словам Головнина, работавшая на Матуа в прошлом году экспедиция установила, что японский бетонный аэродром первой половины прошлого века, несмотря на десятилетия тайфунов и снегопадов, может при некотором оснащении принимать современные самолеты. «Нашли вырубленное в скалах тайное гнездо для подлодки, но дальше углубиться в недра не смогли, – уточняет он. – Обнаружены были еще и загадочные силовые кабели».

Зачем нужна новая база

На сегодня на Курильской гряде дислоцирована пулеметно-артиллерийская дивизия. Кроме того, год назад на острове Итуруп был развернут береговой ракетный комплекс «Бастион», а на острове Кунашир – комплекс «Бал». «Новая база нужна для защиты Курил – во-первых, для противодесантной обороны островов. Во-вторых, для обеспечения военного присутствия России в этом районе, особенно учитывая тот факт, что на Курилы претендуют японцы. В том числе это и политический сигнал для Токио», – заявил газете ВЗГЛЯД первый вице-президент Академии геополитических проблем, капитан I ранга Константин Сивков.

Сейчас базы Тихоокеанского флота размещаются во Владивостоке и Вилючинске (Камчатка). «Новая база нужна хотя бы потому, что Тихоокеанский флот разделен на две части: на камчатскую и приморскую, которые в случае войны никак не будут связаны. Промежуточная база совершенно необходима», – сказал газете ВЗГЛЯД замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

Вот только дело в том, что сам ТОФ испытывает куда более серьезные проблемы, чем нехватка баз. После распада Союза из его состава исчезли наиболее боеспособные корабли – их сбыли за границу или вообще пустили на лом. В дальние походы могут ходить только флагман – ракетный крейсер «Варяг», эсминец «Быстрый» и три больших противолодочных корабля: «Адмирал Трибуц», «Адмирал Пантелеев» и «Адмирал Виноградов». Остальные же корабли предназначены для действий в прибрежной зоне. Обновление Тихоокеанского флота – задача на десятилетия, и строительство базы ее решение не приближает.

«Безопасность определяется не только наличием базы, а собственно флотом, который на этой базе находится. А у нас как раз самые большие проблемы с Тихоокеанским флотом. Он единственный, который не обновлялся с советских времен. Там катастрофически не хватает кораблей», – посетовал Храмчихин.

В пределах двух эскадрилий

Стоит отметить, что Шойгу говорил лишь о возможности «базирования» кораблей ТОФ. Клинцевич же говорит именно о «базе». Что же будет на самом деле? Храмчихин отметил, что на этот вопрос ответ определят финансовые ресурсы. В любом случае речь идет о больших суммах. Сивков уже сейчас уверен, что построен будет лишь пункт временного базирования.

«Севастополь, Новороссийск, Североморск – вот это настоящие базы, а тут пункт базирования», – заявил он. Что-то большее, по его мнению, будет неоправданно дорого.

По словам Сивкова, для больших кораблей на Матуа нет инфраструктуры. «Катера будут туда только заходить – в пределах 1,5 тыс. тонн», – указал он. Корабли же «первого ранга», о которых упоминал Клинцевич, имеют водоизмещение около 10 тыс. тонн.

«Там будет аэродром для обеспечения базирования авиационной группы численностью в пределах двух эскадрилий – это 24-30 машин – и пункт приема надводных сил флота», – полагает Сивков. Скорее всего, база будет предназначена для обеспечения действий ракетных катеров, и с соответствующими запасами вооружения, предположил он. Рассказы о непогоде на Курилах – миф. «Там есть условия для создания жилья, для устройства причалов, создания складов и арсеналов, для проведения ремонтных работ кораблей и наземной техники», – рассказал про Матуа РИА «Новости» военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин.

В то же время президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов, капитан дальнего плавания Петр Осичанский рассказал газете ВЗГЛЯД, что на Курилах много и других бухт, в которые корабли тоннажем 3-5 тыс. тонн могут спокойно проходить. А вот насчет кораблей большего тоннажа он выразил сомнение. «Погода на Курильских островах благоприятная, мягкая зима. Сильных морозов не бывает», – рассказал Осичанский. «Дуют ветра, однако нельзя сказать, что там такие же мощные шторма, как те, под которые попадают Приморский край и Япония», – отметил он.

Но все это не относится конкретно к Матуа, возражает Головнин. Японцы называли остров Мацува («Кольцо сосен»), а вот с языка айнов его название переводится как «Пасть ада», отмечает он и добавляет: «На Матуа нет серьезного порта, японцы его в таком качестве и не рассматривали. Так что нужно строить. И там совершенно отвратительный климат – туман, ливни и снег».

Никита КОВАЛЕНКО, Екатерина КОРОСТИЧЕНКО

P.S. Когда материал готовился в печать, стало известно о том, что на Курилах решили разместить авиацию ВКС России. Авиация Воздушно-космических сил (ВКС) России совместно с гражданской будет базироваться на острове Итуруп Курильской гряды. Соответствующее распоряжение правительства опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации. Так, в раздел «Сахалинская область» было внесено добавление: «Итуруп гражданский Минобороны России».

Поделиться:



Всё это и ещё многое, можно прочесть в нашей газете!



НАЗАД
Коротко о нас
ОСНОВАТЕЛЕМ НАШИМ БЫЛ СПРАВЕДЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

Казачья медиа-группа, включающая в себя «Казачье Радио», газету «Казачий вестник» и телеканал «Новый канал Новороссии», была основана командиром Шестого отдельного мотострелкового Казачьего полка им. М.Платова. И имя основателю – Павел Леонидович Дремов. Основана группа была жарким военным летом 2014 года, а точнее, в августе того года, когда мы, как и весь Донбасс, жили и работали в тяжелых и опасных для жизни условиях. После трагического ухода из жизни нашего основателя в декабре 2015 года, было принято решение не закрывать группу и продолжать его правое дело. На данный момент медиа-группа находится на стадии активного развития и день ото дня, наша команда делает все, что бы увековечить память этого замечательного человека, его поступки и неоценимый вклад в создание и развитие Луганской Народной Республики.

Целью проекта является создание консолидированной медиа-структуры, осуществляющей свою деятельность во всех медиа-средах (телевидение-интернет, радио и печать) направленной на отражение событий в Новороссии, России и мире и их осмысление через призму основных идеологических и духовных установок казачества: православие, русская имперскость (в традиционном и современном разрезах), служение Родине, стремление к свободе, справедливости и братству в большом и малом. Заявленная цель обращена ко всем и каждому, кто будет участвовать в этом проекте, пользуясь известной православной формулой – «разномыслие в частностях и единомыслие в главном». Основной идейный посыл, который кратко, но емко, сформулирован в строках известной казачьей песни – «…будет Правда на земле – будет и Свобода…». Группа должна занять место посредника по линии общество-власть и обратно, участвуя в формировании общественного мнения и его консолидации, влияя, таким образом, на власть и принимаемые ею решения, составляя существенный элемент в конструкции развивающегося гражданского общества. Медиа-группа должна осуществлять свою деятельность в вышеуказанном русле, в широком дискуссионном поле, с привлечением максимального количества участников, разделяющих ее базовые принципы. Охват территории деятельности, своего рода ее эфирный «ареал обитания», ЛНР, шире – Новороссия, Россия и заинтересованные лица за их пределами. Уровень коммерциализации определяется как возможная минимизация издержек на ее создание и функционирование. Извлечение прибыли не является целью создания группы.


РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА:
+38 066 780 36 07


Яндекс.Метрика