English

Казачий вестник № (208)

14 ноября 2018г.


Донские казаки: на охране южных рубежей России


Эдуард ПОПОВ


Тема 2. О происхождении донских казаков (продолжение). Городовые и служилые казакиВ нашем прошлом материале мы остановились на характеристике такого малоизвестного широкому кругу читателя явлению как служилые или государственные казаки. Между тем именно с них начинает встречаться в русских летописях, а затем и в иностранных (преимущественно турецких и татарских, но также и в западноевропейских) источниках термин «казаки»

Донские казаки: на охране южных рубежей России

Рязанские и мещерские казаки
В 1444 г. татарское войско царевича (то есть чингизида) Мустафы, грабя и убивая, шло по Рязанщине. Но у реки Листань оно было встречено рязанскими казаками, мордвой и воинскими дружинами московского князя Василия II Темного, атаковано и разбито. Это первое упоминание казаков в русских источниках.

Под следующим, 1445 годом, летописец вновь упоминает казаков. Правда, на сей раз других и под другим именем. А именно: упомянуты черкасы – запорожские казаки. Они под предводительством татарских «царевичей» шли грабить русские города, и были разбиты. Первое упоминание запорожских казаков в русских источниках, как мы видим, было весьма нелестным. Такая тенденция сохранялась и впредь. Мы еще не раз коснемся этого вопроса – восприятия в русских землях запорожских казаков в особенности как «воров» (государственных преступников), нападавших с целью грабежа на русские города и уводивших русских людей в полон для продажи татарам и туркам на невольничьих рынках.

  • В середине 15 века упоминания о казаках носят единичный характер. С первых же лет 16 века казаки упоминаются в русских и зарубежных источниках с завидной регулярностью.  
Процитирую лишь некоторые упоминания:
1502 год: великий князь Московский и Всея Руси Иван III Васильевич (прозван современниками Великим) в письме своей сестре Аграфене (вдова, мать, а впоследствии бабка великих князей рязанских; фактически правит великим княжеством Рязанским, которое находится в вассальной зависимости от Москвы) шлет категорический приказ: запретить рязанским казакам уходить «самодурью в молодчество на Дон». Нарушителям полагается казнь. О связях рязанских казаков с Доном – чуть ниже.

1515 год: диздар (комендант) турецкой крепости Азак (нынешний Азов), располагавшейся на территории ранее подконтрольной Крымскому ханству, Бурган жалуется Василию III на неких мещерских казаков, пленивших трех местных жителей под самой крепостью. Уже в это время рязанские и мещерские казаки чувствуют себя хозяевами на Дону). Кто были эти загадочные мещерские казаки, которые и впредь упоминаются в русских и турецких источниках? Одни исследователи считают их разновидностью рязанских казаков, другие – самостоятельной группой русского пограничного населения, воевавшего со степняками. Как бы то ни было, мещерские казаки тоже повлияли на возникновение и генезис донского казачества и стали одним из его предков. Впрочем, мы забегаем вперед.

Год 1519-й: чтобы сбить казаков с Дона, против них направлены три каюка с янычарами, получившие приказ занять устье реки Воронеж. Граница России (именно так примерно с середины – второй половины 15 века начинают именоваться земли Северо-Восточной Руси) с Османской империей, самого крупного по территории и сильнейшего государства Европы того времени (особенно в правление знаменитого султана Сулеймана Кануни, прозванного в европейских источниках «Великолепным» (именно он взял в наложницы, а затем в жены пленницу из юго-западных русских земель Роксолану, о чем повествует прекрасно снятый и идеализирующий кроваво-грязную историю Османской империи сериал «Великолепный век»), проходит по Хопру, одному из притоков Дона. Это крайняя точка экспансии турок-османов на северо-востоке. (В 1571 году турки (включая отряд янычаров) вместе с вассалами – крымскими татарами доходят еще дальше – до самой Москвы, но будут разбиты русскими войсками двух выдающихся князей – Михаила Воротынского, создателя русской пограничной службы, и выдающегося полководца Дмитрия Хворостинина в битве при Молодях, всего в 50-ти верстах южнее Москвы. Русская история летом 1571 года едва не пошла по другому пути. Героизм русских воинов, разивших вдвое превосходящую их по численности турецко-татарскую армию, и талант полководцев остановили эту экспансию. С тех пор турки так далеко не простирали свою экспансию). И все же утвердиться на Дону турки не смогли. До конца непонятно, с кем воевали янычары, элитное войско османских султанов, состоявшее из отнятых у матерей и увезенных с родины мальчиков-христиан, насильно обращенных в ислам и ставших личными воинами султана. (P.S. Нам, потомкам, не мешало бы чтить память не только воинов Великой Отечественной, но и тех далеких войн, когда самое существование Русского государства и русского народа стояло под вопросом. Но благодаря весьма своеобразной политике государства и свойственной русским лености по части исторической памяти, которую отмечал еще Чаадаев («Мы ленивы и нелюбопытны...») мы интересуемся только недавней историей Великой Отечественной. По-хорошему же в строю Бессмертного полка должны стоять воины тех далеких веков. Права Наталья Поклонская, выйдя в строй Бессмертного полка с портретом государя и главнокомандующего Русской армии Первой мировой войны Николая II. Великий полководец Дмитрий Хворостинин, одержавший многочисленные победы над татарами, поляками и другими врагами, своего рода Суворов эпохи Ивана Грозного, и создатель первого пограничного устава Михаил Воротынский заслуживают нашей почтительной памяти и напоминаний...).

1523 год: 5 станиц рязанских казаков сопровождают вниз по Дону русских и турецких (османских) послов. В этом месте я сделаю паузу и поясню читателю смысл этой строки. Нас интересует два вопроса:
1. Кем были рязанские казаки (и городовые казаки вообще)?  
2. Что же такое «станица» и какую роль играли казаки в погранично-сторожевой и дипломатической службе великих князей московских и русских царей? 

«Служилые» (городовые) казаки упоминаются в середине XV века на «польских украинах» (то есть, находившихся на окраинах Русского государства в степи, в Диком поле; название страны «Украина» происходит именно из этого значения и обозначает далекую окраину, дальнюю пограничную провинцию государства) русских княжеств. Городовые казаки – особый класс профессиональных воинов «по прибору» (то есть, добровольцы, нанимавшиеся на военную службу).

  • В городовые казаки набирались вольные люди всех сословий. Государство за службу их наделяло землей («беломестные казаки» – имевшие свои поместья) или платило жалованье («кормовые казаки», «беспоместные»).  
Вооружение и лошадей казаки должны были приобретать за свой счет. В их обязанности входило «постоянно быть на службе, ездить в степи, смотреть за движением татар по известным дорогам, называемым шляхами и сакмами, перехватывать языков и доставлять вести воеводам и государю, а в случае нечаянного набега ордынцев защищать украинские города. Следили за передвижением татар в степи, а также противостояли «воровским» казакам.

Казаки по типу службы делились на две основных группы. Первая служба – «сидячая долготерпежная»: держали караулы на Дону, по Хопру и Великой Вороне, стерегли княжество от набегов татар – осколков Золотой Орды. Вторая – «подвижная, веселенькая»: сопровождали царских послов и торговые караваны на Азов, в Кафу, Константинополь и в Закавказье. Именно вторую группу отмечает источник под 1523 годом, рассказывая о станицах рязанских казаков, сопровождающих русских и османских послов. Всего же служилые (то есть, служившие государству и получавшие за это жалованье разного вида, включая поместья (что сближало их с дворянами) казаки могли нести три вида службы: полковую, гарнизонную и станичную. Выше всего ценились казаки, несшие станичную службу.

В 1571 г. начальником «польской украины» князем Михаилом Воротынским был составлен Устав сторожевой и станичной службы, призванный усовершенствовать охрану южных рубежей российского государства. Русское государство подошло к составлению Устава очень серьезно и скрупулезно. Для его составления в Москву были вызваны ветераны – казаки и дети боярские (еще одна группа русского служилого сословия, одни из главных предков будущего дворянского сословия и главная воинская сила Русского государства), имевшие богатый опыт пограничной и военной службы в степи. Всего 2 тысячи человек. Комиссия под председательством князя Воротынского и с учетом пожеланий и мнений, приехавших в Москву ветеранов, составила тщательные инструкции, определившие географические направления, календарные сроки и технические условия станичной службы. Согласно «Уставу» казаки обязаны были нести дозорную службу в «украинных» городах в составе «станиц» и «сторож». Станицей назывался конный отряд, высылавшийся из приграничных городов в степь для несения службы на наиболее вероятных путях вторжения неприятеля в русские земли, а также на основных торговых маршрутах. 

  • Для решения таких же задач из пограничных городов высылались ближние и дальние сторожи – конные посты в несколько всадников, несшие службу на удалении до 40 км от городов (ближние) и до «4-5 дней пути» (дальние).  
Станицы высылались с наступлением весны (1 апреля) каждые 15 дней. Численность их была различной. Первоначально, как правило, 4 человека, в дальних походах – 6 человек (но впоследствии – и до 100 человек). По мере расширения территории российского государства, передовая укрепленная линия, на которой несли службу городовые казаки, выдвигалась все дальше вперед. Особое внимание в русских летописях уделяется казакам после изгнания их татарами из берегов Дона, когда они начали боевую службу князьям Рязанским и Московским. Служба городовых казаков с самого начала носила характер регулярный, а при Великом Государе Иоанне Грозном была полностью регламентирована специальным уставом. К концу царствования Ивана Грозного сторожевые казачьи разъезды уже высылались до Азова.

В чем была суть этой станичной службы? Для того чтобы оценить хотя бы в приблизительной мере ее значение, проведем краткий исторический экскурс во взаимоотношения России и Степи.

Русское государство: вековая война на два фронта
Всем нам памятен лозунг-призыв времен Великой Отечественной войны: «Все для фронта, все для победы!». Однако под этим девизом (разумеется, негласным) Русское государство существовало сотни лет! Русскую историю невозможно понять, не зная особенностей обороны нашего государства от южных (степных) и западных (литовских, польских и шведских) соседей. По большому счету это была перманентная непрекращающаяся война на два, а то и на три фронта! И велась она, как отмечено выше, в течение сотен лет.

Возьмем за точку отсчета год 1480-й. Войска великого князя Московского Ивана III Васильевича отогнали татар Большой орды Ахмата от реки Угры. Россия перестала платить дань Золотой орде и ее наследникам (но в дальнейшем платила дань Крымскому ханству, предпочитая откупаться от хищников, чем отражать их набеги). Но опасность татарских набегов не была устранена. На осколках Золотой и Большой орды образовались несколько орд (ханств) поменьше, но столь же хищных. 
О противостоянии России и степняков, и роли казаков в этом противостоянии – в нашем следующем материале

Поделиться:



Всё это и ещё многое, можно прочесть в нашей газете!



НАЗАД
Коротко о нас
ОСНОВАТЕЛЕМ НАШИМ БЫЛ СПРАВЕДЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

Казачья медиа-группа, включающая в себя «Казачье Радио», газету «Казачий вестник» и телеканал «Новый канал Новороссии», была основана командиром Шестого отдельного мотострелкового Казачьего полка им. М.Платова. И имя основателю – Павел Леонидович Дремов. Основана группа была жарким военным летом 2014 года, а точнее, в августе того года, когда мы, как и весь Донбасс, жили и работали в тяжелых и опасных для жизни условиях. После трагического ухода из жизни нашего основателя в декабре 2015 года, было принято решение не закрывать группу и продолжать его правое дело. На данный момент медиа-группа находится на стадии активного развития и день ото дня, наша команда делает все, что бы увековечить память этого замечательного человека, его поступки и неоценимый вклад в создание и развитие Луганской Народной Республики.

Целью проекта является создание консолидированной медиа-структуры, осуществляющей свою деятельность во всех медиа-средах (телевидение-интернет, радио и печать) направленной на отражение событий в Новороссии, России и мире и их осмысление через призму основных идеологических и духовных установок казачества: православие, русская имперскость (в традиционном и современном разрезах), служение Родине, стремление к свободе, справедливости и братству в большом и малом. Заявленная цель обращена ко всем и каждому, кто будет участвовать в этом проекте, пользуясь известной православной формулой – «разномыслие в частностях и единомыслие в главном». Основной идейный посыл, который кратко, но емко, сформулирован в строках известной казачьей песни – «…будет Правда на земле – будет и Свобода…». Группа должна занять место посредника по линии общество-власть и обратно, участвуя в формировании общественного мнения и его консолидации, влияя, таким образом, на власть и принимаемые ею решения, составляя существенный элемент в конструкции развивающегося гражданского общества. Медиа-группа должна осуществлять свою деятельность в вышеуказанном русле, в широком дискуссионном поле, с привлечением максимального количества участников, разделяющих ее базовые принципы. Охват территории деятельности, своего рода ее эфирный «ареал обитания», ЛНР, шире – Новороссия, Россия и заинтересованные лица за их пределами. Уровень коммерциализации определяется как возможная минимизация издержек на ее создание и функционирование. Извлечение прибыли не является целью создания группы.


РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА:
+38 066 780 36 07


Яндекс.Метрика