English

Казачий вестник № (211)

5 декабря 2018г.


Донские казаки: на охране южных рубежей России


Эдуард ПОПОВ


Поместная система в России

Донские казаки: на охране южных рубежей России

Два предыдущих материала мы посвятили подробному рассказу о том историко-политическом контексте, в котором приходилось действовать казакам. Россия, напомню, была вынуждена в течение столетий (с правления Ивана III Васильевича и вплоть до Петра I Великого и даже Екатерины II Великой) воевать одновременно на два, а то и на три фронта. Соответственно с этим необходимо было соответствующим образом выстраивать оборону государства и всю социальную и политическую систему. И даже философию самого существования общества и государства. Читателю, далекому от исторической науки, будет трудно понять психологию и жизненную философию наших предков без краткого экскурса в историю поместной системы в России. Именно на рассказе о ней мы остановились в прошлом материале...

О создании поместной системы в России
Итак, после окончательного присоединения Господина Великого Новгорода к Русскому (Московскому) государству вотчины бояр новгородских, «житьих людей» и купцов были конфискованы в казну. Как пишет известный дореволюционный историк С.Б. Веселовский, при Иване III в руках московского князя «оказалось большое количество населенных земель, далеко превосходившее потребности великокняжеского дворцового хозяйства». Образовавшийся таким образом земельный фонд был использован для массовой раздачи служилому люду в условное держание. «Поместная политика Ивана III в Новгороде... была грандиозной, по тогдашним масштабам, и смелой реформой». «Таким образом, – заключает С.Б. Веселовский, – в короткий сравнительно срок было положено широкое основание той новой формации рядовых служилых людей, зависевших непосредственно от великого князя – формации, вышедшей на историческую сцену, на смену феодалов-дружинников, княжат и крупных бояр». Так родилось дворянство...

Эти-то конфискованные у новгородского боярства, житьих людей и купцов земли послужили основой земельного фонда государства, на котором формировалась поместная система в России. Первоначально основа нового поместного войска (отсюда название: помещики, то есть, испомещенные люди) – всего около тысячи человек (затем их численность будет увеличена и составит на начало XVI века 1300 человек). Суть поместной системы заключалась, в самых общих чертах, в следующем. Дети боярские или дворяне «испомещались» государем. То есть, наделялись определенным участком земли с населенными на ней крестьянами. Дети боярские и дворяне – категории русских «служилых людей по отечеству», то есть, по происхождению, в отличие от наемных служилых людей «по набору», которые существовали со времен удельного периода и в Московской России. Дети боярские, по мнению классика русской исторической науки С.М. Соловьева – в буквальном смысле младшие сыновья бояр – воинов «старшей» дружины киевского князя и других русских князей. Как показало исследование генеалогии, часть детей боярских действительно происходила из боярских родов, а некоторые – даже из княжеских.

  • В этом их социальный статус был выше статуса дворян, которые в первоначальном виде, по всей видимости, являли собой несвободных людей («слуг под дворским»), несших военную и административную службу у князя. 
В этом дворяне, возможно, походили на немецких министериалов, тоже несвободных людей, принадлежащих князю и несших у него военную службу. Министериалы составляли низшую ступень немецкого рыцарства. Однако многие из них сделали блестящую карьеру и серьезно упрочили свой социальный и имущественный статус, поднявшись на верхние ступеньки западноевропейского нобилитета (знати). Ряд современных западных историков и вовсе считает, что западноевропейские нобили в основе своей – несвободные люди (в Древнерусском государстве и в удельный период им соответствует термин «холопы»), служившие своим сеньорам (господам) и позднее обретшие и свободу, и знатность.

Дети боярские несли также и постоянную службу на границах Московского государства, разъезжая в станицах и стоя в дозорах. Именно дети боярские были «головами» (то есть, командирами) станиц и дозоров, руководя служилыми казаками. Как будет показано ниже, служилые казаки, в свою очередь, могли приблизить свой статус к статусу детей боярских и дворян, «испомещаясь», то есть, получая земельные наделы. Но в этом случае речь идет о высшей категории служилых казаков. Дети боярские и дворяне были московские, а были и провинциальные. Статус и имущественный уровень у столичных детей боярских и дворян был, разумеется, выше. В «украинские» и «сибирские» дети боярские «верстались», в основном, казаки, а в «новгородские» даже боевые холопы, то есть, лично несвободные люди, несшие военную службу князю или боярину. Здесь видна полная аналогия с министериалами и другими несвободными людьми – предками родов нобилей Западной Европы.

Своеобразие русского понимания знатности. Чины Московского государства. Табель о рангах Петра I Великого
Позволим несколько отвлечься от головной темы и сделаем небольшой экскурс в историю русских чинов и особенности знатности.

В Московской России формирование гражданских и придворных чинов происходило параллельно. Ко времени правления Ивана IV Грозного установилась четкая система общегосударственных чинов (званий), которая разделялась на три группы:
1. Чины думские: бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки. 
2. Чины служилые московские: стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы;  
3. Чины служилые городовые или провинциальные: дворяне выборные, дети боярские дворовые, дети боярские городовые. 

Петр I Великий упразднит всю эту сложную и для современного человека запутанную систему, уравняв всех нобилей в сословии дворян. Которые, как явствует из приведенной выше таблицы, делились на думных, московских и городских. И не являли собой вершины пирамиды социальной системы Московского государства. Но, забегая вперед, напомню, что первый российский император введет в действие Табель о рангах. Которая усложнила социальную иерархию Российской империи. Как и в Московской России, в Российской империи мерилом социального статуса являлась не знатность как таковая, не древность рода, а положение человека или рода в служилой иерархии. Отсюда феномен московского местничества, когда представители московской знати «местничали» друг с другом, чей род больше заслужил на великокняжеской/царской службе.

В Российской же империи Табель о рангах играла роль социального балансира: виднее всего не представитель знатного (древнего) рода, а сановник, дослужившийся до самого высокого чина. Поэтому нередким было такое явление, как вконец обедневший князь-рюрикович. Некоторые из них даже пахали землю (об этом рассказывает своим новым знакомым князь Лев Николаевич Мышкин из «Идиота» Достоевского – совершенно реалистичный случай). И, напротив, совершенно незнатный человек, выслужившийся «из грязи в князи», получивший хотя бы низший 14-й класс по Табели о рангах, становился личным дворянином. А дослужившийся до 8-го класса коллежского асессора (как герой гоголевского «Носа» Ковалев) и вовсе получал поместное дворянство. Если же служба приносила не только почет, но и прибыль то человек с высоким классным чином был выше в социальной иерархии представителя знатнейших фамилий. В этом особенности русской социальной иерархии, где всегда выше ценилась служба, а не древность рода. И ситуация принципиально не изменилась и в новых условиях европейской по стилю культурной политики Российской империи.

О поместной системе в России (продолжение)
Система условного (временного) владения землей представителями служилых сословий – детей боярских, дворян и других категорий – подразумевала особые права и обязанности. Существовали специфические особенности землевладения детей боярских. Во-первых, оно было нетяглое (то есть, с земель не выплачивались денежные и натуральные (продуктами и трудом) налоги в пользу казны); во-вторых, это землевладение обусловливалось службой, главным образом военной (сын боярский или дворянин обязан был служить – на этом условии он и получал поместье); в-третьих, «испомещенный» сын боярский или дворянин был стеснен в правах владения: чтобы купить или обменять такую землю, необходимо было получить специальное разрешение сюзерена (господина) – великого князя Московского и Всея Руси.

  • Поместье было условным владением, а не частной собственностью – в этом принципиально важная суть этой формы жалования за службу.
Помещик XVI века пользовался своими землями только до тех пор, пока исполнял ратную службу. Как только эта служба прекращалась он (или его потомки) теряли право на поместье. Это происходило или в случае смерти помещика-дворянина, или в случае нерадения его по службе. Были и другие случаи, когда помещик получал тяжкое увечье, а такое происходило сплошь и рядом; во многих случаях помещики служили даже без руки или без глаза. Если помещик не мог по объективным и уважительным причинам исполнять ратную службу, он получал нечто вроде пенсии – уменьшенного «оклада» в виде земли с прикрепленными к ней крестьянами. Если помещик умирал, не оставив после себя наследников мужского пола (к примеру, после него оставалась вдова или дочери), то его наследницы тоже получали «пенсию» уменьшенного «оклада» в виде земли с прикрепленными к ней крестьянами. Но вообще государство стремилось обеспечить не только должное использование поместий, но и их передачу по наследству. Поэтому поощрялось наследование «в отца место» поместья вместе с ратной службой сыновьями. Поместье при условии исправного выполнения ратной службы было в принципе неотчуждаемым пожизненным держанием служилого человека.

Эта система в общих чертах была известна задолго до реформы Ивана IV Васильевича на конфискованных землях новгородской республики. В удельный период русской истории хорошо известен феномен, когда селами и деревнями вместе с населенными в них людьми владеют... несвободные или частично свободные слуги князей! Как правило, такие поместья давались за выполнение каких-то хозяйственных и административных функций, а не только военного (ратного) служения. Вот эта-то масса несвободных слуг, отпущенных затем на волю, стала в конце XV – начале XVI в. помещиками московского государя Ивана III Васильевича. Вчерашние холопы становятся помещиками – владеющими селами и деревнями с прикрепленными к ним людьми. Среди лиц, испомещенных Иваном III Васильевичем в Новгороде, насчитывается не менее 280 (из 1300) бывших холопов-послужильцев, ставших новгородскими помещиками. Сравним этот пример с западноевропейскими министериалами, а также с родоначальниками династий нобилей, происходивших из несвободных категорий раннесредневекового общества (Х век) и мы увидим, что русский пример не был уникальным.

С конца XV – начала XVI в. поместная система все больше связывается с ратной службой. И обширные земельные фонды государства расходуются, главным образом, на обеспечение материальной базы защитников государства – поместного дворянского ополчения, составлявшего основу русской тяжелой конницы. Таким образом, образовалось поместное войско, основную массу которого составляли дворяне (московские и городовые (то есть, провинциальные) и дети боярские, а также их боевые холопы. Вторая сторона монеты, созданной Иваном III Васильевичем поместной системы – положение крестьян, которые были прикреплены к ней. Здесь находятся корни крепостного права в России.

О принципах комплектования поместного войска и формах эксплуатации крестьян в рамках нарождавшегося крепостного права – в следующем материале. 

Поделиться:



Всё это и ещё многое, можно прочесть в нашей газете!



НАЗАД
Коротко о нас
ОСНОВАТЕЛЕМ НАШИМ БЫЛ СПРАВЕДЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

Казачья медиа-группа, включающая в себя «Казачье Радио», газету «Казачий вестник» и телеканал «Новый канал Новороссии», была основана командиром Шестого отдельного мотострелкового Казачьего полка им. М.Платова. И имя основателю – Павел Леонидович Дремов. Основана группа была жарким военным летом 2014 года, а точнее, в августе того года, когда мы, как и весь Донбасс, жили и работали в тяжелых и опасных для жизни условиях. После трагического ухода из жизни нашего основателя в декабре 2015 года, было принято решение не закрывать группу и продолжать его правое дело. На данный момент медиа-группа находится на стадии активного развития и день ото дня, наша команда делает все, что бы увековечить память этого замечательного человека, его поступки и неоценимый вклад в создание и развитие Луганской Народной Республики.

Целью проекта является создание консолидированной медиа-структуры, осуществляющей свою деятельность во всех медиа-средах (телевидение-интернет, радио и печать) направленной на отражение событий в Новороссии, России и мире и их осмысление через призму основных идеологических и духовных установок казачества: православие, русская имперскость (в традиционном и современном разрезах), служение Родине, стремление к свободе, справедливости и братству в большом и малом. Заявленная цель обращена ко всем и каждому, кто будет участвовать в этом проекте, пользуясь известной православной формулой – «разномыслие в частностях и единомыслие в главном». Основной идейный посыл, который кратко, но емко, сформулирован в строках известной казачьей песни – «…будет Правда на земле – будет и Свобода…». Группа должна занять место посредника по линии общество-власть и обратно, участвуя в формировании общественного мнения и его консолидации, влияя, таким образом, на власть и принимаемые ею решения, составляя существенный элемент в конструкции развивающегося гражданского общества. Медиа-группа должна осуществлять свою деятельность в вышеуказанном русле, в широком дискуссионном поле, с привлечением максимального количества участников, разделяющих ее базовые принципы. Охват территории деятельности, своего рода ее эфирный «ареал обитания», ЛНР, шире – Новороссия, Россия и заинтересованные лица за их пределами. Уровень коммерциализации определяется как возможная минимизация издержек на ее создание и функционирование. Извлечение прибыли не является целью создания группы.


РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА:
+38 066 780 36 07


Яндекс.Метрика