English

Казачий вестник № (212)

12 декабря 2018г.


Фанарское письмо беззакония


Наталка Nik


На прошедшей неделе одним из самых обсуждаемых событий, происходящих вокруг «украинского томоса», стало письмо Блаженнейшему Онуфрию, главе Украинской православной церкви от «фанарского папы» Варфоломея. Православные журналисты и священнослужители охарактеризовали содержание этого документа как «вопиющее беззаконие». Как лицо вполне светское, позволю себе более точную формулировку: «стамбульский папа совсем офонарел»

Фанарское письмо беззакония

«Что хочу, то ворочу»
Прежде всего, в тексте данного письма бросается в глаза откровенно оскорбительный тон Варфоломея, который обращается к главе УПЦ, как к собственному вассалу, которого может казнить или миловать по своей прихоти. Напомню, что поместные церкви являются совершенно равноправными частями одной Православной Церкви, а определение «Вселенский» к патриархату Варфоломея является всего лишь историческим атавизмом, впрочем, как и само название Константинопольский. Города такого давно уж нет, а есть Стамбул, столица мусульманского государства Турецкая Республика.

Тем не менее, гонору у главы небольшой по количеству прихожан церкви хватает считать себя полным аналогом Римского папы, только в православии. В том смысле, что у католиков воля Папы считается более авторитетной, чем слова Писания, а сам он – практически земным божеством, «наместником Бога на Земле». Но это у католиков. У православных же существуют каноны, строгие правила, не изменяющиеся на протяжении тысячелетия. И соборность Церкви.

Тем более странным выглядит текст письма предстоятеля одной из поместных Церквей главе другой, признанной в православном мире, Церкви: «Итак, нашим настоящим Патриаршим... по икономии и снисхождению называя Вас Высокопреосвященным Митрополитом Киевским, мы сообщаем, что сразу после избрания Предстоятеля Украинской Церкви органом с участием духовенства и народа Вы с экклесиологической и канонической точки зрения больше не сможете носить этот титул [Митрополита] Киевского, который Вы, так или иначе, удерживаете сегодня в нарушение определений официальных текстов 1686 года».

То есть, Блаженнейший Онуфрий, видите ли, только по снисхождению Варфоломея носит титул Митрополита Киевского. И только до «объединительного собора» с раскольниками. А потом он в любом случае станет для стамбульской церкви «никто».

Всего два года назад, в 2016 году на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, Патриарх Варфоломей приветствовал Митрополита Онуфрия как «единственного канонического Первоиерарха Украинской Православной Церкви, которого в этом качестве признают все Православные Церкви». С тех пор глава УПЦ, поставленный Митрополитом Киевским в 2014 г., в согласии со всеми церковными каноническими документами, не совершил никакого канонического или нравственного проступка, за который мог бы быть осужден другими, не впадал в ересь, не подвергался церковному суду. Признано его назначение было всеми поместными Церквями, в том числе и лично Варфоломеем, от имени Стамбульского патриархата.

Оснований для столь резкой перемены отношения нет, кроме прихоти и политической целесообразности текущего момента. Трудно совершить крупный рейдерский захват так, чтобы никого не обидеть. Но в 2016 году невозможно было еще и представить, что документы 330-летней давности можно просто взять и «отменить». Вопреки всякой логике и здравому смыслу.

Византийская хуцпа
Еще труднее понять логику «стамбульского папы», который в письме к Блаженнейшему Онуфрию обосновывает свои беззакония на Украине еще более позорной страницей в истории Стамбульской Церкви. О которой, надо заметить, в православном мире стараются не вспоминать без нужды, чтобы не смущать представителей вернувшейся в лоно мирового Православия после униатского раскола Церкви. Как в хорошей семье стараются не напоминать о крупном проступке прощенному после покаяния брату или сыну.

Речь идет о периоде, когда Стамбульская Церковь участием в Ферраро-Флорентийской унии предала православие Римскому Папе. В любом открытом историческом источнике всякий желающий может прочитать о тех событиях.

В середине XIV века, когда от Византийской империи остались лишь город Константинополь с пригородами, у византийского императора оставалась только одна надежда против угрозы захвата турками – помощь Ватикана. Иоанн VIII Палеолог надеялся, что Папа предоставит военную и финансовую помощь Константинополю, поэтому принудил патриарха Иосифа II и епископат признать власть Римского Папы и все католические догматы, подписав унию.

5 июля 1439 года был подписан акт Ферраро-Флорентийской унии, фактически превративший православную Константинопольскую Церковь в католическую. Кстати, обещанной помощи от Папы император так и не дождался. А документ подписали с письменного одобрения почившего к тому дню патриарха Иосифа II все Константинопольские архиереи, кроме святителя Марка Эфесского.

Среди подписавших документ раскольников, причем по собственному горячему желанию, а не из принуждения, был и тогдашний митрополит Московский и всея Руси Исидор, назначенный Константинополем на Московскую кафедру за два года до этих событий, в 1437 году.

По возвращению в Москву, митрополит Исидор не постеснялся огласить унию прямо во время богослужения в Успенском соборе Кремля в 1441 г., за что и был арестован. Позже бежал в Рим и стал кардиналом. Собор русских епископов в 1448 году был вынужден выбирать Московского предстоятеля самостоятельно, без благословения отпавшего от православия Константинополя. Им стал митрополит Иона, которого ранее, еще до унии, Стамбульский патриарх благословил на киевскую кафедру. В 1589 году Русская Церковь стала автокефальной, этот факт был признан всеми Поместными православными Церквями, в том числе и вернувшейся в лоно православия Стамбульской Церковью.

Однако, в 2018 году патриарх Варфоломей, обращаясь к событиям тех лет, переворачивает все буквально с ног на голову. Он утверждает, что собственно на этих исторических основаниях именно Русская Православная Церковь находится в расколе с самого 1448 года.

  • И ровно через 570 лет патриархат несуществующего на карте города об этом решил «напомнить». При этом напрочь «забыв» о собственном позорном прошлом тех же лет, из-за которого все и началось.  
Цитата из письма стамбульского патриарха: «…Священная Киевская Митрополия с давних пор входила в юрисдикцию Матери-Церкви Константинопольской, будучи учрежденной ею как отдельная Митрополия, занимавшая 60-е место в перечне епархий Вселенского Престола. Позже, местный Синод в государстве Великой России, под необоснованными предлогами, противозаконно откололся от своего канонического священноначалия, то есть Святой Христовой Великой Церкви (1448 год), однако в городе Киеве постоянно и непрерывно поставлялись Вселенским Патриархатом другие митрополиты – законные и канонические».

Отказ от православной веры, ее канонов и правил – совершенно «необоснованный предлог», с точки зрения Варфоломея, который и сегодня с превеликим удовольствием нарушает эти каноны, переписывает веками установленные правила и мнит себя этаким «православным Папой».

Далее в письме стамбульский патриарх утверждает, что это не они на своем Синоде отменили «томос» 1686 года о передаче Киевской Митрополии Москве, а совсем наоборот. «…11 октября сего года наш Священный Синод каноническим путем отменил действие Патриарших Грамот приснопамятного Патриарха Дионисия IV 1686 года, которые в одностороннем порядке давно были упразднены Вашей стороной и стороной Русского Патриархата».

 Через 330 лет Варфоломей решил обидеться на то, что три с половиной века киевские митрополиты не упоминают Стамбульского патриарха в богослужениях. Хотя, по факту, само это требование, записанное в документе о передаче киевской митрополии Москве, было неправомерным. Так как будучи частью Русской церкви, киевские митрополиты обязаны поминать Патриарха Русского, а не любой другой Поместной Церкви. За более чем три века это расхождение в правилах и тексте «томоса» никого не смущало и никаких претензий не вызывало. Следовательно, это всего лишь предлог, причем довольно неумный.

В общем и целом, напоминает гопника в подворотне с «претензиями к жертве ограбления». Не важно, к чему «приклепаться», главное разговор на отвлеченную тему начать и ударить в подходящий момент. Не важно, с чего начинает разговор грабитель, выводит он его в любом случае на обвинения в адрес ограбляемого. Хотя бы и абсурдные, какая разница.

Театр абсурда «по-фанарски»
Абсурдные утверждения в письме Варфоломея продолжаются. «Сообщаем Вам, что историческая Киевская Митрополия и находящиеся в границах Украины церковные епархии отныне, с точки зрения священных канонов, перешли в состояние, в котором они находились до издания упомянутых Грамот, то есть в полную зависимость от нашего Святейшего Апостольского и Патриаршего Вселенского Престола».

«До издания упомянутых Грамот», то есть, 332 года назад, историческая Киевская митрополия существовала в границах, совершенно не совпадающих с границами современных государств. Она включала в себя часть областей нынешней Украины, и обширные территории теперешних Беларуси, России, Литвы, Латвии и Польши. И если, как требует Фанар, просто отменить документ 1686 года, тогда следует вернуться в те границы, передав в юрисдикцию стамбульской церкви все церковные структуры на тех территориях. Но Варфоломей не хочет возвращаться к границам киевской митрополии 1686 года, вместо этого требуя границ государства современного, чтобы «находящиеся в границах Украины церковные епархии отныне, с точки зрения священных канонов, перешли в состояние, в котором они находились до издания упомянутых Грамот, то есть в полную зависимость от нашего Святейшего Апостольского и Патриаршего Вселенского Престола».

А ведь в 17 веке в Причерноморье вместо христиан жили татары, исповедующие ислам, а на востоке современной Украины вообще были безлюдные степи. Да и собственно об Украине никто слыхом не слыхивал, и даже не воображал такого государства. К примеру, Одесская епархия появилась через сто лет после передачи Киевской Митрополии в состав Русской Церкви, так какое отношение она и другие имеют к Константинополю, которого вообще давно уже нет?

Далее в письме «Всесвятейшество» принуждает Митрополита Онуфрия нарушить каноны православия и вступить в церковное общение с раскольниками Денисенко и Малетичем. Цитата: «Равным же образом мы увещаем Вас и тех, кто с Вами, войти в общение с бывшим [митрополитом] Киевским Филаретом и бывшим [митрополитом] Львовским Макарием и их последователями, как с восстановленными нами, имеющими соответствующие компетенции, в архиерейском сане…».

  • Беззаконное «восстановление» не признано ни одной из Поместных Церквей, так как произошло с нарушениями всех возможных правил. Главное – от этих главарей раскольников Церковь не услышала покаяния, даже формального.
Что касается главы УАПЦ Макария Малетича, то Варфоломей восстановил «патриарха автокефалов» до сана епископа, а уходил из церкви в раскол этот гражданин в сане простого священника. Получается, на Фанаре признали «епископскую хиротонию» раскольников? Это вообще ни в какие рамки не входит, с точки зрения Церкви.

Кроме всего прочего, Варфоломей прямо врет, утверждая, что восстановил этих двух «патриархов» в архиерейских санах по их апелляции. По установленной процедуре апелляции, должно было быть хотя бы формальное рассмотрение дел, на котором заслушиваются доводы обеих сторон. Этого не было. Иначе, никак не получилось бы удовлетворить прошение Денисенко, который был отлучен не только по обвинению в авторитарных методах управления и преступлении архиерейской клятвы, что можно было бы теоретически списать на чьи-то козни и оговоры. Будучи в монашеском сане, Филарет много лет сожительствовал в блуде с женщиной, хотя этим нарушал и монашеский обет безбрачия, и одну из главных заповедей. Доказательства по этому «эпизоду» просто железные, и тяжесть проступка весьма велика. Именно по этой причине на Фанаре решили просто игнорировать все эти «мелочи», ввиду «революционной необходимости». Точнее – политической.

И вот уже, мало того, что Митрополиту Онуфрию предлагается в ультимативной форме вступить в церковное общение с подобными экземплярами. Смысл письма, пожалуй, сводится к угрозе, что после «объединительного собора» именно раскольники будут признаны канонической церковью, а Украинская Православная Церковь с Блаженнейшим Онуфрием – раскольниками! Не по церковным законам, а по политической прихоти стамбульского патриарха, возомнившего себя Папой от православия.

Настолько нарочитое, подчеркнутое игнорирование Варфоломеем церковных канонов, правил, элементарного здравого смысла и справедливости наталкивает некоторых на мысль, что таким странным способом фанариоты готовятся впоследствии отменить свои решения именно по причине их явной абсурдности. Потому что поверить в реальность происходящего чем дальше, тем труднее.

Блаженнейший Митрополит Онуфрий не нашел слов для ответа на прочитанный бред, запечатал полученное письмо в конверт и отправил обратно отправителю, не желая участвовать в этом цирке. Есть ли смысл спорить с умалишенными?

Дата ожидаемого «собора» все ближе. Давление властей на украинское священничество все сильнее. Тревожно православным – только бы выстояли батюшки, не сломались. Не понятно, как из этой ситуации в принципе можно выбраться… И тут внезапно – очередной урок маловерующим.

Филарет «включает заднюю» 
Буквально недавно СМИ писали, что Филарет якобы подтверждает, что полностью подчиняется Варфоломею и стамбульскому престолу, что пребывающий в почтенном возрасте старик согласился заранее отказаться от выдвижения на пост предстоятеля будущей «церкви». Даже обсуждали широко кандидатуру, которую он предложит от своего имени.

Не тут-то было. Внезапно осознав, что Варфоломей провел его, как последнего лоха, оттяпав «все, что нажито непосильным трудом», Филарет… передумал.

«Восстановленный» Фанаром в сан митрополита, Денисенко спохватился и уже 7 декабря заявил, что в 1995 году произошла его «патриаршая интронизация» и «благодати патриаршества» у него никто не отнимет. То, что он не собирается выдвигать свою кандидатуру на «объединительном соборе», он назвал «слухами». Причем, виртуозно умудрился и в этом обвинить «Москву».

  • «Я до смерти буду патриархом», – заявил Филарет. И добавил, что будет тщательнейше пересматривать предложения Фанара, жестко отсеивая на «соборе» все, что не понравится. 
 «Мы худшего не примем. И все отбросим, если от нас будут требовать неполезное», – сказал разжалованный новым начальником бывший «патриарх» УПЦ КП. И напомнил, что его паства – самая многочисленная. Видимо, из раскольников. Поэтому последнее слово Филарет оставляет за собой. И вовсе не планирует просто так отдавать всю структуру в руки экзарху Варфоломея.

Это значит, что так широко разрекламированный украинскими узурпаторами «объединительный собор» рискует превратиться в форменный балаган. Тем более, туда собираются прийти в качестве представителей общественности профессиональные «патриоты» из радикалов-националистов.

Шоу «томосеков» продолжается. Возможно, в ближайшем будущем все не будет так страшно, как кажется сейчас.

Поделиться:



Всё это и ещё многое, можно прочесть в нашей газете!



НАЗАД
Коротко о нас
ОСНОВАТЕЛЕМ НАШИМ БЫЛ СПРАВЕДЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

Казачья медиа-группа, включающая в себя «Казачье Радио», газету «Казачий вестник» и телеканал «Новый канал Новороссии», была основана командиром Шестого отдельного мотострелкового Казачьего полка им. М.Платова. И имя основателю – Павел Леонидович Дремов. Основана группа была жарким военным летом 2014 года, а точнее, в августе того года, когда мы, как и весь Донбасс, жили и работали в тяжелых и опасных для жизни условиях. После трагического ухода из жизни нашего основателя в декабре 2015 года, было принято решение не закрывать группу и продолжать его правое дело. На данный момент медиа-группа находится на стадии активного развития и день ото дня, наша команда делает все, что бы увековечить память этого замечательного человека, его поступки и неоценимый вклад в создание и развитие Луганской Народной Республики.

Целью проекта является создание консолидированной медиа-структуры, осуществляющей свою деятельность во всех медиа-средах (телевидение-интернет, радио и печать) направленной на отражение событий в Новороссии, России и мире и их осмысление через призму основных идеологических и духовных установок казачества: православие, русская имперскость (в традиционном и современном разрезах), служение Родине, стремление к свободе, справедливости и братству в большом и малом. Заявленная цель обращена ко всем и каждому, кто будет участвовать в этом проекте, пользуясь известной православной формулой – «разномыслие в частностях и единомыслие в главном». Основной идейный посыл, который кратко, но емко, сформулирован в строках известной казачьей песни – «…будет Правда на земле – будет и Свобода…». Группа должна занять место посредника по линии общество-власть и обратно, участвуя в формировании общественного мнения и его консолидации, влияя, таким образом, на власть и принимаемые ею решения, составляя существенный элемент в конструкции развивающегося гражданского общества. Медиа-группа должна осуществлять свою деятельность в вышеуказанном русле, в широком дискуссионном поле, с привлечением максимального количества участников, разделяющих ее базовые принципы. Охват территории деятельности, своего рода ее эфирный «ареал обитания», ЛНР, шире – Новороссия, Россия и заинтересованные лица за их пределами. Уровень коммерциализации определяется как возможная минимизация издержек на ее создание и функционирование. Извлечение прибыли не является целью создания группы.


РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА:
+38 066 780 36 07


Яндекс.Метрика