English

Казачий вестник № (213)

19 декабря 2018г.


Донские казаки: на охране южных рубежей России


Эдуард ПОПОВ


Поместная система в России (продолжение) Чтобы понять суть проводимой Русским государством политики военного строительства, важной, если не сказать центральной частью коей была поместная система необходимо напомнить читателю в каких социально-исторических и демографических условиях находилась в то время Русь, становящаяся Россией

Донские казаки: на охране южных рубежей России

Обескровленная Русь: налоговое бремя и демографическая ситуация в северо-восточных княжествах
Вторжение монголов на Русь (походы Бату-хана 1238-1240 гг.) буквально обескровили русские земли. Множество мужчин погибло в боях с монголами, но еще больше погибло мирного населения при штурме городов и было уведено в полон. Укрываясь от врага в неприспособленных для нормальной жизни местах, в лесах в условиях суровой русской зимы, русские люди погибали тысячами и десятками тысяч. Огромное количество народа погибло в ходе многочисленных восстаний против монголов и сборщиков дани, роль которых выполняли восточные купцы.

Надо сказать что монголы, учившиеся у завоеванных ими китайцев, установили настоящий налоговый террор на русских землях. В целом древнерусские земли в канун завоевания насчитывали порядка 5-7 миллионов обитателей. В конце XIII века все население завоеванной Руси (монголами Бату-хана были завоеваны почти все русские земли за исключением земель Господина Великого Новгорода, Псковской республики и Полоцкого княжества – но и они тоже платили дань) было пересчитано, а на территории местных княжеств монголы создали 43 налоговых округа (тьмы).

Единицей налогообложения становилось крестьянское хозяйство, двор (в русской терминологии того времени «дым» или «соха»). Десять крестьянских хозяйств объединялись в десяток под контролем десятника, и далее эта простая, но эффективная система росла вверх – сотня, тысяча и «тьма» (десять тысяч), существуя параллельно княжеской власти и прежним делениям по городам, землям, родам и общинам. Монгольские налоговики ввели на Руси общеимперскую систему налогообложения, разработанную Елюй Чуцаем, полукитайцем-полукиданем (кидани – родственный монголам народ, создавший северокитайскую империю Ляо, позднее завоеванную чжурчженями, в свою очередь, разгромленными Чингисханом; именно кидани дали русское название Китаю), первым гражданским чиновником Чингисхана. Основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками – уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. Главный налоговый инспектор, ответственный за все Великое княжество Владимирское (то есть земли Северо-Восточной Руси), в русских летописях именуется «великим баскаком», его резиденция располагалась в Муроме. Каждый баскак для сохранения порядка и дисциплины в своем районе имел отряд войск, из монгольских, тюркских (преимущественно половецких) и русских воинов. Церковь, однако, освобождается от выплаты дани. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы скота. Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. 

  • Изначально размер подати составлял одну десятую часть дохода каждой семьи и выплачивался продуктами и товарами. Но вскоре натуральный выход был заменен на его денежный эквивалент.  
По подсчетам историков каждое крестьянское хозяйство платило по пол рубля серебром. Трудность заключалась в покупке серебра, которое было в большом дефиците. Историки считают, что покупка серебра удваивала выкуп. Русский рубль по подсчетам историков равнялся 100 граммам серебра.

Другой способ взимания дани – откуп. Откупщиками выступали чаще всего хорезмские или хивинские мусульманские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Конфликт московского князя Дмитрия Донского (1350-1389) с темником Мамаем (?-1380) – фактическим правителем Золотой Орды, по свидетельству классика русской исторической науки Сергея Михайловича Соловьева, начался с того, что «Мамай требовал от Димитрия Донского дани, какую предки последнего платили ханам Узбеку и Чанибеку (Джанибеку – Э. П.), а Димитрий соглашался только на такую дань, какая в последнее время была условлена между ним самим и Мамаем; нашествие Тохтамыша и задержание в Орде сына велико-княжеского Василия заставили потом Донского заплатить огромный выход… брали по полтине с деревни, давали и золотом в Орду. В завещании своем Димитрий Донской упоминает о выходе в 1000 рублей». А уже при князе Василии Дмитриевиче (1371-1425) упоминается «выход» сначала в 5000 рублей, а затем в 7000 рублей. Нижегородское княжество платило в это же время дань в 1500 рублей. 

Помимо выхода или дани были и другие ордынские тяготы. Например, ям – обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой (корма), «добровольные» подарки хану и его приближенным. Самой тяжелой формой дани была дань людьми – рабами и отправкой воинов и ремесленников в Каракорум, столицу Монгольской империи. Но со временем эта форма дани прекратилась. Положительно повлиял на ситуацию распад Монгольской империи и выход улусу Джучи (Золотой орды) из подчинения ханам в Каракоруме (1266 г.). 

Как полагают современные историки, налоговое бремя, установленное монголами на завоеванных русских землях, не было непосильным. Но оно лишало Русь необходимых (особенно после опустошительных завоевательных походов Бату-хана и других ханов и «царевичей») ресурсов к развитию. Средства, которые в нормальной ситуации пошли бы на внутреннее развитие и восстановление, изымались из оборота и передавались в «орду», как дань хану. В этом была дьявольская гениальность плана Елюй Чуцая. Я постоянно вспоминаю об этом, когда думаю о сегодняшней ситуации в России: средства, получаемые олигархами (в значительной массе – евреями и, вообще, не русскими) в России, вывозятся из страны и лежат в американских и западных банках. Это ничто иное, как иная, более закамуфлированная форма дани, которую Россия платит нынешней орде – Соединенным Штатам Америки. Роль нынешних баскаков выполняют представители либерального лобби – министры финансов и главы Центробанка. Суть этой политики та же, что и сотни лет назад: обескровить Россию, лишить ее средств к развитию и ресурсов для восстановления. Вот почему Америка – смертельный враг России и для свержения американского ига допустимо опереться на помощь любого союзника.

Задача государства: восстановить распашку земли 
Во время похода Бату-хана население городов, как правило, уничтожалось, а уцелевшие уводились в рабство. Сами города полностью разрушались. Пострадавшие от нашествия населенные пункты еще длительное время не могли восстановить прежний уровень экономики и культуры. По данным археологов, именно домонгольский период для многих городов Древней Руси стал временем расцвета культуры, ремесел и торговли. После разорения они пришли в упадок, надолго прекратилось каменное строительство, оскудели ремесла.

В серии романов выдающегося русского писателя, историка и мыслителя Дмитрия Балашова «Московские государи» показана и на макро- и на микроисторическом примерах, как Северо-Восточная Русь залечивала свои раны, нанесенные монголам. В истории русской, да пожалуй и мировой литературы я не нахожу примеров такого широкого исторического полотна, и при этом такого глубокого проникновения. И главная задача восстановления Руси лежала, как ни парадоксально это звучит, даже не на русских князьях, хотя роль последних трудно переоценить, а на русских крестьянах. Задача задач – восстановить демографические силы Руси, то есть, численность населения.

  • Чем больше людей – тем больше воинов в дружинах князей и в ополчении городов и волостей, тем больше доходов в казне. Тем больше силы у Руси.  
Восстановление разрушенных монгольским вторжением демографических ресурсов требовало, в первую очередь, восстановить производительные силы. В условиях того времени – пахотные земли.

«На протяжении XIV в. и особенно в XV в., – пишет известный историк советского времени, впоследствии академик Академии наук СССР Л.В. Черепнин в своем исследовании, посвященном становлению Русского государства – в Северо-Восточнои%u0306 Руси шла интенсивная распашка запустевших, заброшенных земель, на которых когда-то были земледельческие поселения, но откуда крестьяне ушли из-за разорения, вызванного феодальными вои%u0306нами, набегами татар, неурожаями, недородами, голодом, болезнями и т. д.» (Образование Русского централизованного государства в XIV-XV веках. М., Социально-экономическое издание Академии наук СССР, 1960. С. 166). Большую заботу в привлечении в свои земли новых рабочих рук (а значит и податных («тяглых») людей, потенциальных налогоплательщиков и воинов) проявляли московские князья. Этой заботой прославился уже первый московский князь Даниил Александрович, младший сын Александра Невского. Становлению Московского княжества, на заре своего возникновения размерами сильно уступавшего даже нынешней Московской области, посвящен гениальный роман Дмитрия Балашова «Младший сын» – первая часть его серии. Крестьяне уходили от одного князя и переходили к другому. Уходили не столько от нерадивого князя, сколько от близости татарской угрозы. Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский и некоторые другие города Северо-Восточной Руси во второй половине XIII столетия стали объектами множества походов монголо-татар. Поэтому многие их жители постепенно переселились или в окрестности Москвы и Твери, или на север – в районы Ярославля, Галича, Великого Устюга. Но переход на новое место определялся не только географическим фактором и отдаленностью (часто весьма относительной) татарской угрозы. Важнее был фактор социально-политический: если новый князь показывал себя рачительным хозяином и проявлял заботу о крестьянах. «Земельные собственники (в пределах своих имении%u0306), представители княжескои%u0306 администрации и выборные крестьянские общинные власти (если речь шла о черных волостях (в отличие от крепостных крестьян черносошные крестьяне платили оброк напрямую князю и в своих гражданских правах были обеспечены много лучше – Э. П.) выдавали также льготные грамоты (с освобождением на ряд лет от податеи%u0306 или повинностеи%u0306) крестьянам, бравшим на себя обязательство восстановить земледельческую культуру на землях, в течение длительного времени не подвергавшихся обработке, а теперь передававшихся им в надел» (Черепнин, указ. соч. С. 167). Черепнин приводит ряд примеров, из которых видно, что налоговые «каникулы» распространялись на разные сроки: 3, 6, 10 лет. Эта забота приносила свои плоды. Еще раз процитирую Черепнина: «Вчитываясь в актовыи%u0306 материал, особенно второи%u0306 половины XV в., видишь, как ликвидируется запустение и растет площадь под земледельческими культурами. Воочию видишь трудовои%u0306 подвиг русского крестьянства (выделено нами – Э. П.), топором и сохои%u0306 прокладывающего путь пашенному земледелию на местах, давно оставленных населением и поросших лесом, заводящего жилые поселения». (Черепнин, указ. соч. С. 168). Черепнин называл процесс заселения и восстановления ранее пустовавших (точнее, опустевших из-за набегов татар и внутренних неурядиц) земель внутренней колонизацией — очень верный и точный термин.

Таким образом, «трудовой подвиг русского крестьянства» (еще один очень верный термин Черепнина) позволил сначала восстановить экономические ресурсы русских земель, затем создал демографические условия для возрождения в новых формах и границах Русского государства уже в правление великого князя московского и всея Руси Ивана III Васильевича. Этот же процесс сделал возможным создание поместной системы. 

Поделиться:



Всё это и ещё многое, можно прочесть в нашей газете!



НАЗАД
Коротко о нас
ОСНОВАТЕЛЕМ НАШИМ БЫЛ СПРАВЕДЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

Казачья медиа-группа, включающая в себя «Казачье Радио», газету «Казачий вестник» и телеканал «Новый канал Новороссии», была основана командиром Шестого отдельного мотострелкового Казачьего полка им. М.Платова. И имя основателю – Павел Леонидович Дремов. Основана группа была жарким военным летом 2014 года, а точнее, в августе того года, когда мы, как и весь Донбасс, жили и работали в тяжелых и опасных для жизни условиях. После трагического ухода из жизни нашего основателя в декабре 2015 года, было принято решение не закрывать группу и продолжать его правое дело. На данный момент медиа-группа находится на стадии активного развития и день ото дня, наша команда делает все, что бы увековечить память этого замечательного человека, его поступки и неоценимый вклад в создание и развитие Луганской Народной Республики.

Целью проекта является создание консолидированной медиа-структуры, осуществляющей свою деятельность во всех медиа-средах (телевидение-интернет, радио и печать) направленной на отражение событий в Новороссии, России и мире и их осмысление через призму основных идеологических и духовных установок казачества: православие, русская имперскость (в традиционном и современном разрезах), служение Родине, стремление к свободе, справедливости и братству в большом и малом. Заявленная цель обращена ко всем и каждому, кто будет участвовать в этом проекте, пользуясь известной православной формулой – «разномыслие в частностях и единомыслие в главном». Основной идейный посыл, который кратко, но емко, сформулирован в строках известной казачьей песни – «…будет Правда на земле – будет и Свобода…». Группа должна занять место посредника по линии общество-власть и обратно, участвуя в формировании общественного мнения и его консолидации, влияя, таким образом, на власть и принимаемые ею решения, составляя существенный элемент в конструкции развивающегося гражданского общества. Медиа-группа должна осуществлять свою деятельность в вышеуказанном русле, в широком дискуссионном поле, с привлечением максимального количества участников, разделяющих ее базовые принципы. Охват территории деятельности, своего рода ее эфирный «ареал обитания», ЛНР, шире – Новороссия, Россия и заинтересованные лица за их пределами. Уровень коммерциализации определяется как возможная минимизация издержек на ее создание и функционирование. Извлечение прибыли не является целью создания группы.


РЕКЛАМНАЯ СЛУЖБА:
+38 066 780 36 07


Яндекс.Метрика